Зеленый водород – не панацея
Вопреки большой шумихе по декарбонизации, переход на зеленый водород не является серебряной пулей для решения проблемы изменения климата. На самом деле это палка о двух концах. Предполагается, что водород, являющийся универсальным энергоносителем, сыграет важную роль в декарбонизации глобального производства и промышленных цепочек поставок, но его производство, транспортировка и преобразование требуют серьезных инверсий энергии и инвестиций, которые могут замедлить остальную часть перехода к «зеленой» энергетике, если плохо управляется. Водород рекламируется как ключевой элемент любой траектории декарбонизации, поскольку в отличие от солнечной и ветровой энергии водород можно использовать в качестве источника горючего топлива. Это означает, что он может заменить ископаемое топливо в промышленных печах, но вместо того, чтобы выделять углекислый газ и другие парниковые газы при сжигании, он не оставляет после себя ничего, кроме водяного пара. Последствия широкомасштабной замены в промышленных применениях с высокими температурами огромны. «Замена ископаемого топлива, которое сейчас используется в печах, температура которых достигает 1500 градусов по Цельсию (2732 градуса по Фаренгейту), на водород может существенно снизить 20% глобальных выбросов углекислого газа, которые сейчас приходится на промышленность», — написал Bloomberg Green в прошлогоднем отчете. под названием « Почему водород — самая популярная вещь в зеленой энергетике ».
Проблема в том, что водород настолько экологичен, насколько источник энергии, использованный для его производства . Процесс создания водорода энергоемок, и подавляющее большинство водорода, производимого сегодня, производится с использованием ископаемого топлива. Его называют серым водородом, и он уже широко используется в мировой промышленности. Зеленый водород производится из всех возобновляемых источников энергии. «Голубой водород» также иногда используется в качестве третьего обозначения, относящегося к водороду, полученному с использованием природного газа, который дает более низкие выбросы, чем другие виды ископаемого топлива, и рассматривается некоторыми как ступенька к полной декарбонизации.
Хотя кажется очевидным, что увеличение производства и потребления зеленого водорода станет очевидным преимуществом энергетического перехода, однако реальность не так проста. Новый отчет Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA) предостерегает от «неизбирательного использования водорода», предостерегая политиков тщательно взвешивать свои приоритеты и учитывать, что широкое использование водорода «может не соответствовать требованиям декарбонизированный мир». Далее в отчете выделяется зеленый водород, утверждая, что он «требует выделенной возобновляемой энергии, которую можно было бы использовать для других конечных целей». Таким образом, перенаправление слишком большого количества зеленой энергии на производство водорода может фактически замедлить движение за декарбонизацию в целом.
Согласно текущим прогнозам, использование водорода резко возрастет в период с настоящего момента до 2050 года, чтобы удовлетворить потребности в энергии и топливе в будущем с нулевыми выбросами. Только в странах «Большой семерки» к середине столетия использование водорода может вырасти в четыре-семь раз по сравнению с нынешним уровнем .
В Соединенном Королевстве правительство экспериментирует с использованием водорода для обогрева домов в разгар крупного энергетического кризиса. К следующему году страна выберет свою первую «водородную деревню», которая примет участие в двухлетней пилотной программе. Не все с энтузиазмом относятся к этому эксперименту , но, скорее всего, это только начало таких проектов, поскольку европейские страны стремятся укрепить внутреннюю энергетическую независимость, одновременно пытаясь достичь заявленных целей по выбросам.
В Соединенных Штатах Министерство энергетики выделяет миллиарды долларов федерального финансирования на создание до 10 «водородных центров» по всей стране. Они будут функционировать как «сеть производителей чистого водорода, потенциальных потребителей чистого водорода и соединительной инфраструктуры, расположенной в непосредственной близости». И 7 миллиардов долларов, предназначенные для хабов, — это лишь часть инвестиций в водород на федеральном уровне. Закон о снижении инфляции также предоставил налоговую льготу для производства чистого водорода и создал другие стимулы для декарбонизации, такие как налоговые льготы по улавливанию углерода, которые могут оказаться благом для зарождающегося, но быстрорастущего сектора зеленого водорода.
В целом это хорошая новость для энергетического перехода и достижения глобальных климатических целей. Но рост индустрии зеленого водорода должен быть сбалансирован с другими энергетическими потребностями в будущем, чтобы обеспечить плавный путь к декарбонизации. Хейли Заремба для Oilprice.com
Автор: Хейли Заремба — 27 ноября 2022 г., 14:00 по центральному стандартному времени