Депо-банк «стирал» на 2 млрд рублей в месяц
Следственный комитет при МВД РФ закончил расследование дела в отношении заместителя председателя правления Депо-банка Сергея Степуры. Его обвиняют в отмывании и обналичивании гигантских сумм. По данным следователей, банкир ежемесячно легализовывал около 2 млрд руб. При обыске его кабинета была изъята выручка только за два дня работы – порядка 60 млн рублей.Сергею Степуре в окончательной редакции предъявлены обвинения по ст. 172 (незаконная банковская деятельность) и 174 (легализация средств, полученных преступным путем) УК РФ. В материалах дела говорится, что банкир, «игнорируя существующей порядок разрешения банковской деятельности, действуя вне банковской системы с фактическим использованием ее возможностей, осуществлял незаконные банковские операции». Также обвинения в рамках расследования были предъявлены пасынку Степуры, начальнику отдела корпоративных клиентов Депо-банка Кириллу Мушину и сотруднице банка Ольге Каиповой.
Уголовное дело в отношении организаторов «прачечной» было возбуждено Следственным комитетом при МВД РФ 15 июля 2008 года, а на следующий день милиционеры провели обыск в офисе Депо-банка, во время которого из сейфовой ячейки изъяли 60 млн рублей – как позже выяснилось это была «черная касса» за два дня работы. Выемки также были проведены в банке «Московский капитал», где находились счета фирм, используемых для отмывания денег, и в подмосковном коттедже Степуры.
Как выяснили сотрудники МВД РФ, Сергей Степура прямо в офисе Депо-банка выделил несколько помещений для нигде не зарегистрированной структуры, которая начала заниматься «отмыванием» и обналичиванием денег. Отвечал за работу «прачечной», по данным милиционеров, Кирилл Мушин, являвшийся сотрудником все того же Депо-банка.
Клиентам предлагался хорошо отлаженный механизм по «отмывке» и обналичиванию сумм. Желающие легализовать свои средства и получить их «живыми» деньгами переводили миллиарды рублей фирмам-однодневкам, счета которых были открыты в банке «Московский капитал».
В этой финансовой структуре, как выяснили сотрудники МВД РФ, работал хороший знакомый Степуры. Деньги по фиктивным контрактам по оказанию разнообразных услуг «гуляли» по различным фирмам-«помойкам». После этого клиенты могли забрать в депозитарии Депо-банка «отмытые» средства наличными. По данным МВД, за осуществление расчетов взималась плата, составляющая в среднем 4,5% от суммы проводки.
Выяснило МВД РФ и то, где банкиры доставали наличные. По данным милиционеров, Степура создал в регионах России отлаженную сеть по получению «живых» денег, основными поставщиками которой являлись компании по приему платежей за услуги мобильной связи, Интернета и т.д., а также владельцы крупных рынков.
Все они работали с большим объемом наличности, приносили ее людям Степуры и указывали счета, на которые необходимо перевести эти деньги. Банкиры брали суммы из «грязных» денег, приплюсовывали к ним 1-2 % (бонус за предоставленные наличных) и переводили их на счета поставщиков «живых» средств. Проводки опять же осуществлялись по фальшивым договорам на оказание услуг.
После таких операций московские и региональные фирмы-«помойки» исчезали. Все участники схемы оставались довольны: фирмы по приему платежей за связь получали на счета деньги с приличной прибавкой, у специалистов по обналичиванию появлялись «живые» рубли, а их клиенты в течение одних-двух суток имели возможность получить на руки «отмытые» наличные деньги.
Для осуществления всех манипуляций специалистам «прачечной», расположенной в Депо-банке, даже не приходилось выходить из помещения. Они имели доступ к линии «банк-клиент», позволявший со своего компьютера зачислять деньги на счета «помоек», а также переводить их оттуда в другие места, прежде всего, в регионы.
По подсчетам сотрудников МВД РФ, ежемесячно через «прачечную» проходило около 2 млрд рублей. Так, установлено, что только с октября 2007 года по январь 2008 года через структуры Степуры было отмыто и обналичено 3,7 млрд рублей. Прибыль «прачечной» за этот период составила 170 млн руб.
Сейчас обвиняемые уже начали знакомится с материалами дела, после чего обвинительное заключение будет передано на утверждение в прокуратуру.
Александр Шварев
© 2000-2009 ИА «Росбалт»